среда, 18 февраля 2015 г.

Проект: Нефтяная биржа

Обеспечение эффективности работы Российской биржи нефти и нефтепродуктов (РБНН) требует инновационного пересмотра бизнес процессов в ее основной, практической фазе работы. Важнейшим компонентом успеха работы биржи является качество информационной поддержки. В этом смысле предлагаемые способы и методы решения проблем в организации торгов РБНН, в чем-то схожи с революционным подходом Генри Форда к решению задач производственной логистики.

Введение

В современной российской истории неоднократно предпринимались попытки учреждения нефтяных бирж. Все эти старания, несмотря на отсутствие государственного участия, а может быть и в связи с этим, не привели к значимым результатам, но определенный практический опыт, безусловно, был накоплен. Видимо перечень ключевых проблем негативно сказавшийся на их работе не столь уж зависел от этого факта.
Предполагалось, что создание РБНН в форме некоммерческого партнерства, с государственным участием позволит обеспечить решение двух актуальных задач: подъем национальной экономики, через укрепление национальной валюты, и развитие российских международных инициатив энергетической безопасности. Первые лоты российского нефтяного бренда REBCO выставлялись на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже(NYMEX) несколько  лет тому назад. Критика инициативы государства по вопросу нефтяной биржи редко касалась конструктивного анализа проблемных вопросов, являясь либо не профессиональной, либо пессимистично безысходной. Например, «…из порта в Приморске на российские НПЗ нефть будет доставлять РЖД…» или «… чиновники «хорошо попросят» экспортеров отказаться от долгосрочных контрактов в пользу биржевого рынка…».
Вместе с тем российская специфика биржевой торговли осложняется рядом объективных обстоятельств, в частности, связанных с географическим расположением мест добычи и потребления (переработки) нефти, спецификой в оказании логистических услуг. По этим причинам процедуры РБНН неизбежно отличаются от своих зарубежных аналогов. Возможные неточности и недоработки нового биржевого механизма, обусловленные сложностью проблемы, возможно учесть и устранить.
Многие кажущиеся сложными проблемы, связанные с организацией процесса биржевых торгов, могут быть решены или существенно упрощены при помощи специализированных компьютерных программ и их регулярным информационным наполнением. Проведем предварительный анализ некоторых проблем в биржевой торговле нефтью и возможные способы их практического решения. Следует учитывать, что технология торговли нефтепродуктами несколько отличается от торговли нефтью, составляет тему отдельного обсуждения и может быть подробно рассмотрена впоследствии.

Действующие лица

К непосредственным участникам российского нефтяного бизнеса относятся: нефтяные компании (НК), обладающие полным логистическим циклом добыча-производство-сбыт; нефтегазодобывающие компании, не имеющие самостоятельных мощностей по переработке нефти; транспортные компании; торговые посредники.
Транспортную логистику  нефти обеспечивают: ОАО «АК «Транснефть» (далее «Транснефть»), ОАО «РЖД», специализированные морские и железнодорожные терминалы. В ряде конкретных случаев, операции с товарной нефтью через многочисленных торговых посредников, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям, можно было бы считать одной большой «черной дырой» в государственном регулировании нефтяного бизнеса, но это соответствует популистскому подходу к рассмотрению данного вопроса.
Предпринимательство, базирующееся на множественности участников и открытой конкуренции между ними, относится к основам рыночной экономики и ни в коем случае не несет принципиальной ответственности за отдельные факты правонарушений. Экономическая целесообразность биржевых торгов напрямую зависит от увеличения числа независимых друг от друга вовлеченных в процесс участников, действующих исключительно по правилам биржи и в соответствии с законодательством.
Поскольку при биржевой торговле снижается разнообразие рисков невыполнения контрактных обязательств, то облегчается привлечение кредитных ресурсов банков и финансовых институтов, а это способствует увеличению числа клиентов биржи. Обязательная публикация информации по совершенным сделкам, ведение конкуренции в равных условиях, справедливое выявление цены на биржевые товары, честная и упорядоченная торговля – все это соответствует принципам социальной справедливости и позволяет, не только «закрытому клубу» владельцев НК, но и обществу, контролировать процесс использования национальных природных ресурсов.

Цена нефти

В случае биржевой торговли определение цены является одной из простейших задач. Цена на нефть определится на торговой площадке, в рублях за тонну. Эта цена будет относиться к стандартному лоту нефти REBCO с условием поставки FOB, Приморск. Фактически, по результатам торгов будут определяться две цены на нефть: цена спот, и фьючерсная цена. Это позволит решить базовую задачу ценообразования нефти.
Президент РФ Владимир Путин ранее формулировал эту задачу в Бюджетном послании Федеральному Собранию следующим образом: «Следует совершенствовать налоговый контроль за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения. Такой контроль должен быть, прежде всего, ориентирован на внешнеэкономические сделки с зависимыми лицами, и не препятствовать нормальному рыночному ценообразованию. Инструментом контроля могли бы стать справочные цены на сырьевые товары, источником для определения которых будут котировки ведущих товарных бирж и иная общепризнанная на соответствующих рынках информация».
Определение такого ценового индикатора, каким является котировка REBCO на РБНН, принципиально упростило бы проведение экономических расчетов с нефтью. Применение программы «Маршрутный калькулятор» позволило бы рассчитать котировки цен нефти по узлам сдачи производителей нефти в систему магистральных нефтепроводов «Транснефти», посредством вычета стоимости транспортного плеча. В свою очередь, все это позволит биржевому комитету проводить технические расчеты котировок цены на нефть при выборе других возможных направлений поставок, включая расчеты по переоформлению направления поставок. Эти обе задачи выбора и переоформления направления поставок для форвардных и фьючерсных контрактов потребует применения более сложных расчетов с использованием маржинальных (предельных) цен по узлам конечного потребления, вычисленных на базе ресурсов нефти, выставляемых на биржевые торги.

Качество нефти

Качество российской нефти определяется по ГОСТ «Нефть. Общие технические условия». Фактические значения показателей качества измеряются на СИКН (коммерческий узел учета сдачи-приемки или система измерения количества и качества нефти) во время прохождения партии нефти и заносятся в паспорт качества. Эти значения показателей качества могут отличаться как при сдаче нефти в «Транснефть», так и при приемке нефти от «Транснефти» на морском или железнодорожном терминале. Наконец, показатели качества нефти могут измениться в результате смешения партий нефти в технологических резервуарах во время хранения, в период ожидания подхода танкера. Поэтому показатели качества определяются еще раз, непосредственно для реальной танкерной партии нефти.
Можно применить «Калькулятор качества» для оценки интервала значений у «ценового коридора» возможного отклонения цены тонны нефти в реальной партии, в зависимости от разницы ее качества и эталона REBCO. «Калькулятор качества» - это параметризуемая компьютерная программа, автоматизирующая расчеты, в том числе на основании оценки размера премии к цене через актуальную стоимость «полезной корзины» нефтепродуктов и скидок к цене за счет значений содержащихся в нефти примесей. Поскольку нефть покупается в качестве сырья для дальнейшей переработки, то «Калькулятор качества» позволяет предложить участникам биржи механизм справедливой компенсации отклонений от эталона REBCO по качеству нефти, с учетом потенциальных возможностей, заложенных в реальной смеси углеводородов, и базы данных реальных поставок.  Осталось уяснить кто, кому, когда, за что и на каком основании осуществляет эту компенсацию. Премию или скидку за качество реально продаваемой нефти может получить производитель с потребителя (или их торговые представители). Понятно, что это не та же самая нефть, которую производитель сдал в «Транснефть».
С другой стороны «Транснефть» доплачивать за качество нефти никогда не должна - компания нефть не потребляет. Функцию компенсации отклонений качества от эталона REBCO может взять на себя клиринговая палата биржи. В концепции дифференциации выплат предполагается использовать уже известный принцип нулевого баланса, подразумевающий равенство премиальных и дисконтных сумм компенсаций за качество нефти.

Фьючерсный контракт

За исключением нескольких более простых вопросов и деталей, по сравнению с рассмотренными выше, мы получили вариант технического решения для типовой формы фьючерсного контракта. При этом главными отличиями от форвардного контракта являются стандартная форма и тот факт, что цена является единственным изменяющимся во времени компонентом. Для того что бы текущие форвардные не уступаемые контракты нефтяных компаний, заключенные во внебиржевой сфере, перешли в категорию фьючерсов требуется создание прозрачных и комфортных условий ведения бизнеса.
Форвардный контракт не является стандартным по содержанию, поскольку партнеры согласовывают удобные для себя условия. Трудно предположить, что удастся найти третье лицо, готовое купить этот контракт без изменений. Фьючерсный контракт – это стандартный по своим условиям контракт на куплю-продажу стандартного качества нефти в конкретное время, в месте и по биржевой цене на свободных торгах.
Наличие фьючерсов на бренд REPCO неминуемо откроет новые перспективы для развития финансовых и инвестиционных рынков в интересах нашей страны.

Ресурсная база для биржевых торгов

Проблема наличия ресурсной базы нефти для проведения биржевых торгов является одной из основных для становления РБНН. Кажущееся противоречие между объемами добычи нефти и практически отсутствием свободных ресурсов для их биржевой продажи зависит от ряда объективных факторов. Главный из них объясняется спецификой транспортной логистики.
Доставка нефти от мест добычи до мест ее потребления (переработки или продажи) осуществляется главным образом по системе магистральных нефтепроводов. Договор на транспортировку нефти оформляется на год, при этом основные объемы прокачки и их привязку к маршрутам в поквартальной разбивке представляются заявителем за полгода заранее. Возможные отклонения в месячном графике не могут превышать 5% от объема транспортируемой нефти. Это означает, что основные объемы нефти должны быть или законтрактованы, или запланированы для внутреннего потребления задолго до их реального появления и осуществления с ними транспортных операций.
Технологические мощности «Транснефти» не позволяют осуществлять долговременное хранение и накопление значительных по объему товарных партий нефти. Прием в систему и сдача получателям ресурса из системы магистральных трубопроводов на концевых узлах осуществляется практически «с колёс», по жестко согласованному и контролируемому оперативному графику. За нарушения в графике приема нефти предусмотрены существенные штрафные санкции по договору о транспортировке. Ясно, что для не аффилированного с продавцом бизнес-партнера все эти проблемы не представляют интереса, и уверенно вести бизнес в долгосрочной перспективе и в условиях жесткой российской специфики очень сложно.
Если вычесть рабочие запасы нефти, необходимые для поддержания системы в рабочем состоянии без сбоев и утечек, недоступные запасы в резервуарах, недоступные запасы вне резервуаров (включая мобильную нефть), вычесть объем чрезвычайных емкостей, вычесть недоступные для использования объемы, то останется то количество нефти, которое можно использовать при торговле «спот». При экспортных поставках, по базису DAF, трубопровод, – таких свободных объемов попросту нет. При поставках через морские терминалы можно найти объем ресурсов нефти достаточный лишь на несколько танкерных партий.
Работа РБНН в этих условиях будет существенно отличаться от биржи NYMEX, взаимодействующей с терминалами покупателей, а не продавцов. При этом возле главных нефтяных терминалов в Техасе и Луизиане расположены основные перерабатывающие мощности и резервуары стратегических запасов нефти США в соляных копях, суммарной емкостью около 1 млрд. баррелей.

Выводы

Для РБНН роль товарных складов видимо должны выполнять СИКН, а справку наличия товара заменят Акты сдачи-приемки, Паспорта качества и графики сдачи нефти, подтвержденные в «Транснефти». Аналогично заводам Форда, где роль складов играла площадь при заводе, а узлы для сборки автомобилей находились в кузовах грузовиков, логистика и информационные технологии заменят физические постройки.
По мере определения технологических возможностей выделения графиков для прокачки нефти по биржевым контрактам и обеспечения оперативного информационного взаимодействия для возможности регламентированного управления графиком поставок от СИКН, это будет эквивалентно появлению и наличию динамического товарного склада у биржи.
Различные программные «калькуляторы», упоминаемые выше, имеют свои аналоги среди зарубежных программных продуктов и базируются на использовании оптимизационных методов моделирования.


1 комментарий:

  1. Ключевая "фишка" в реализации российской нефтяной биржи - виртуальная логистика. А почему бы и нет !?

    ОтветитьУдалить