вторник, 21 февраля 2012 г.

Автоматизация контроля проектов

Современные подходы при построении автоматизированных систем контроля проектов, связанные с капитальным строительством и реконструкцией производственных объектов, в области добычи и нефтепереработки базируются на интеграции различных информационных продуктов и систем, например: Primavera, SAP R/3, 1С, MS Project, MS Office, различные СУБД.  Следует признать, что интеграционные отраслевые решения для построения автоматизированной системы контроля проектами и управления портфелями проектов находятся в стадии разработки. В настоящее время имеются лишь успешные примеры практик, которые с той или иной степенью эффективности применяются для решения реальных задач управления проектами.


Система проектного менеджмента - Primavera


 
Программный комплекс управления проектами и портфелями проектов «Primavera» является одним из лучших решений для большинства отраслей. Процесс проектного менеджмента детально расписан и регламентирован в многостраничных пособиях и методических документах. Процесс проектного управления в «Primavera» согласован с требования международных стандартов, таких как, PmBok - свод знаний по управлению проектами, ISO 10006 - менеджмент качества, и других. Тем не менее, в реальной работе возникают серьезные проблемы с применением системы.

Проблемы практического применения состоят в следующем:
1.      Программный продукт требует специальной подготовки и высокого начального уровня знаний в области проектного менеджмента.
2.      Программный продукт не покрывает полностью все информационные потребности проектного менеджмента реального проекта, поэтому для эффективной интеграции с другими подсистемами IT корпоративного уровня также требуется соответствующая подготовка и компетенция.
3.      Специфика информационного и программного комплекса автоматизации проектного менеджмента всегда состоит в том, что это всего лишь инструмент для работы, без прямых указаний по составу и построению информационных объектов, например: планов, информационных ресурсов, цепочки ключевых событий.

В свою очередь, этот неполный перечень проблем требует дальнейшей детализации и уточнения, с учетом интеграции системы проектного менеджмента с текущим составом уже имеющихся IT активов Компании и состоянием в их использовании.


Информационный объект системы - План РАБОТ

Конкретный План работ является важнейшим информационным объектом в автоматизированной системе проектного менеджмента, наряду с другими документами, составляющими Паспорт проекта. Проблема, связанная с Планом работ, состоит в том, как правильно составить такой План. Все стандарты и методики описывают методы и способы анализа уже имеющегося Плана работ и алгоритмы контроля над ходом его исполнения. Алгоритмы и методики прямого действия для построения Плана, как правило, не приводятся. Следствием этого является отсутствие единообразия Планов работ и возникновение, в связи с этим,  неразрешимых проблем в автоматизации процедур последующей консолидации Планов в составе Портфеля проектов.
Для решения задачи составления Плана проекта можно воспользоваться методологией нефтяной компании Shell «Актив – Ресурс – Процесс – Проект», а также современными стандартами ISO в области управления, классификации производственных и информационных систем и организации информационного взаимодействия:
·         ГОСТ Р ИСО 10303 – Серия стандартов по системам автоматизации производства и их интеграции.
·         ГОСТ Р ИСО 15926 - Интеграция данных жизненного цикла для перерабатывающих предприятий, включая нефтяные и газовые производственные предприятия.
·         ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 - Процессы жизненного цикла программных средств.
·         ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288:2005 - Процессы жизненного цикла систем.
·         ISO/IEC 15289:2006 Содержание документации процессов жизненного цикла систем и программного обеспечения.
Важным результатом стандартизации является гармонизация стандартов 12207 и 15288  т.е. то, что относится к программным системам распространяется на промышленные системы и наоборот. С учетом современных требований для разработки Плана работ достаточно осуществить 4 шага:
1.      Построить технологический раздел Плана. Процесс реконструкции и/или модернизации связан с кластером производственных активов (набором объектов, в соответствии с их некоторой классификацией или условием отбора). До начала исполнения проекта обязательно имеется технологическая карта работ. После проведения анализа и реструктуризации (например, по стандарту IDEF), эта технологическая карта может быть преобразована в раздел Плана работ по формализованной процедуре.
2.      Состав работ проектного управления детально расписан в стандарте ISO 15288. Необходимый в конкретном проекте состав работ получается из стандартного набора работ методом простого исключения. Полный шаблон этого раздела Плана целесообразно построить заранее, с добавлением в  него контрольных ключевых событий.
3.      Дополнить разделы планов ресурсами для выполнения каждой работы и связать  оба раздела плана (технологический раздел и раздел проектного управления) по контрольным ключевым событиям.
4.      После завершения разработки Плана работ необходимо осуществить анализ построенного Плана, в соответствии с требованиями, изложенными в стандарте PmBok.

Очевидно, что состав работ проектного офиса не ограничивается только лишь бизнес процессом составления Плана работ. После составления Планов необходимо обеспечить поддержку их версионности и их интеграцию с корпоративной информационной системой. Эти этапы требуют привлечения квалифицированных специалистов. Для решения задач контроллинга и составления проектной отчетности уровень требований к подготовке специалистов является типовым для проектных менеджеров.
В результате получается План работ по проекту с типовым, унифицированным набором работ по его управлению и списком работ в привязке к активам в единой классификационной системе. Это свойство плана обеспечивает впоследствии требования по проведению консолидации и групповому анализу Портфеля проектов.


Информационные технологии проектного менеджмента

Автоматизация задач проектного менеджмента не ограничивается внедрением и эксплуатацией одного лишь информационного программного продукта «Primavera». Необходимо интегрировать, создать информационное взаимодействие, внести необходимые изменения и доработки, внедрить программное обеспечение:
1.      Информационная система управления предприятием корпоративного уровня (например, на базе SAP R/3 – договорная база, ресурсная база, учет, корпоративное хранилище данных, нормативно-справочная информация и классификаторы, другое).
2.      Управление Активами (assets management), в соответствии с моделью процесса их жизненного цикла.  
3.      Необходимо иметь описание и реализацию регламентированных бизнес процессов по декомпозиции комплексных активов, подлежащих постановке на учет.
4.      Необходимо иметь интегрированную систему контроля и управления цепочками событий (events management). 
5.      Необходимо иметь интегрированную систему учета собственных и законтрактованных внешних ресурсов (resource management). 
Для проведения вариантных расчетов и анализа Портфелей проектов необходимо наличие информации о временных и количественных ограничениях ресурсной базы по объему, производительности и другим важным технико-экономическим показателям.
Перечень необходимых информационных технологий и систем для проектов реконструкции завода:
·         Primavera
·         MDM (master data management)
·         Events management system
·         Технологическая модель завода (например, AspenTech PIMS)
·         Технологические карты производимых работ с производственными активами завода (вход/выход, нормативно-проектные документы, связанные активы, ресурсы).
·         Система планирования (например, в SAP R/3), сконфигурированная по МВЗ (место возникновения затрат) для завода в целом и его узлам коммерческого учета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий